Психология Альфреда Адлера и его последователей Р. Дрейкурса и Б. Ридлера

АЛЬФРЕД АДЛЕР

Австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления.

В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911 г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом.

В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов.

Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и дефектологии.

Введение. Что такое научная психология?

В данной статье мы представляем основные понятия и положения индивидуальной психологии Альфреда Адлера - выдающегося ученого, психолога и философа, чья теория лежит в основании наших учебных и тренинговых программ, в основе нашего понимания мира, направлений и способов его улучшения.

Зачем нам это? Во-первых, наши научные корни - это как исток реки, тот родник, из которого вытекают и набираются сил полноводные реки. Зная принципиальные основы, мы обеспечиваем единство, непротиворечивость, системность собственных программ, курсов, подходов.

Во-вторых, это самое единство подходов есть способ нашего человеческого объединения: кроме намерений, реальных отношений, дружбы, поддержки очень важно и то, чтобы в основе миропонимания каждого из нас лежала общая картина.

В-третьих, эти научные основания дают каждому из нас возможность творить. Увидев в жизни, в вопросах студентов какую-то проблему, запрос - мы можем найти для нее решение, руководствуясь принципами адлерианской психологии. На основе этих принципов можно разрабатывать семинары, тематические встречи, новые курсы и тренинги личностного роста, оставаясь при этом в русле общей традиции Центров Взаимоотношений.

Признание и принятие наших научных оснований ставит нас в мировой культурный ряд, в общую шеренгу школ и направлений, в мировое сообщество практической психологии.

Очень важно то, наша научная школа позволяет нам развиваться дальше, находить внешние курсы и программы, освоение которых лежит в русле традиции Центров Взаимоотношений.

И, наконец, наличие научных корней, принадлежность к всемирно признанной академической школе - важный и достаточно убедительный ответ на обвинения в сектантстве.

1. Адлерианская психология есть психология ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

Феноменология означает “субъективный, персональный”, отсылая нас к прямому опыту конкретной персоны. Например, если Вы смотрите на картину Пикассо, эта картина есть “объективная” реальность. Но Ваша реальность есть Ваше восприятие этого - то, что она значит для Вас. Вы можете найти одну картину восхитительной, другую тупой, третью уродливой. Это все персональные точки зрения - и они истинны для Вас. Реальность есть Ваше впечатление, Ваше видение, Ваше восприятие.

Индивидуальная Психология имеет дело с “субъективной реальностью” - нашими впечатлениями, точками зрения, восприятиями, апперцепциями (апперцепция (от лат.  ad – к и perceptio) – воспринимаю, влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида), заключениями, но не с физической, “объективной” реальностью. Если вы верите, что вы Бог, это Ваша реальность.

Схематически можно представить себе картину, когда много людей смотрят на нечто с разных сторон. То, что видит каждый, и есть его субъективная, персональная реальность. Признание права каждого иметь такую реальность, в каком-то смысле уравнивая всех и каждого - поскольку данные реальности не так-то просто сравнить - большое достижение в развитии психологии. Да и вообще человечества. Это и называется гуманизмом.

Субъективная реальность

2. Адлерианская психология есть психология ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Школа Адлера, известна как Индивидуальная психология, есть одновременно социальная/общественная психология наряду с глубинной психологией. В названии содержится скрытая отсылка к латинскому слову individuus, означающему “нераздельность”, термин, предназначенный для того, чтобы сделать ударение на холизме, целостности.

Название Индивидуальная психология, данное Адлером его теории, служит источником непонимания в его английской трансляции. На немецком (языке, на котором Адлер создавал свою теорию) “individual” означает “неделимый”, как и указывают его латинские корни. Человек есть неделимая сущность и должен пониматься тотально (”total person”), когда мысли, чувства, действия, сновидения, память и даже психология ведут в одном направлении. Человек - это система , в которой целое больше любой отдельной его части. В этом целом Адлер видел единство человека, в поведении которого есть закономерная тема (consistent theme). Подобная трактовка индивидуальности не имеет ничего общего с подходом, когда мы противопоставляем индивидуума - другому индивидууму, коллективу, социуму (такое бывает, когда мы говорим о человеке “индивидуалист”). Наоборот, идивидуальность в трактовке Адлера есть всеобщая взаимосвязь.

Адлерианцы отрицают концепции, подобные Фрейдовским, что человеческое бытие может быть разделено на части, такие как Я (ego), Оно (id), Сверх-Я (superego). Не смотря на то, что такое разделение может быть осуществлено для эвристических целей (исследования, поиск), мы отрицаем, что такой способ мышления может быть в конечном счете продуктивным - так как индивидуальность есть единство! Ответим себе на вопрос: Мы те же самые, когда спим?..болеем?…пьяны?..мы целостность или сборка?

К примеру, начальные различия между Адлером и Фрейдом сосредоточены на Адлеровском утверждении, что социальная сфера (exteriority) также важна для психологии, как и внутренняя сфера (interiority). Адлер утверждал, что границы сознательного и бессознательного негерметичны, одно проникает в другое и проявляется в нем - это и есть целостность, индивидуальность.

Примером может быть используемый в наших методиках “событийный круг“:

Событийный круг

Мы говорим, что в нашей обычной, устоявшейся жизни “все повторяется”, “ходит по кругу”. Это и означает, что все элементы этого круга взаимосвязаны, гармонизированы друг с другом, поддерживают и воспроизводят сами себя - мы выбираем чувства, обеспечивающие наши решения, решения приводят к действиям, а действия создают те события, которые питают наши чувства. Это и есть индивидуальная, или, как мы говорим, личная логика.

Точно также мы используем представления об индивидуальности, цельности, когда говорим об изменениях. Чтобы разорвать бесполезный круг, надо изменить один из элементов - чувства, решения, действие… Но мы только тогда можем быть уверены, что добились изменений, когда приведем в соответствие с новым - например, чувством - все остальные элементы - мысли, действия, события… Пока вновь не восполним свою индивидуальность.

3. Адлерианская психология есть психология ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ.

Телеология означает “целесообразность, движение по направлению к цели”. Индивидуальная Психология видит индивидуальность в постоянном стремлении. Мы спрашиваем про человека, когда не понимаем его: “Что он хочет?”, тем самым имея в виду “В чем его цель”? Здесь уместно вспомнить высказывание древнего Хилона - “hora telos” (от греческого: hora = правильное время, telos = выполнение) - смотри на окончание, думай о последствиях (”see the end, consider the consequences”).

Некоторые системы психологии, в особенности те, которые трактуют человека как объект, видят человека как результат прошлого, как контролируемого прошлым опытом. Они воспринимают человека как “обученного” “тренированного”, “обусловленного” - или, иначе говоря, не свободного. Прошлое определяет будущее. Индивид видится в каждый момент как результат его/ее прошлого. Эта детерминистическая точка зрения лучше всего обнаруживается в бихевиористской психологии.

Точка зрения, которую поддерживает Индивидуальная Психология - телеологическая (от греческого telos - цель), которая утверждает, что индивидуальность лучше понимается в терминах “куда ты стремишься”? Адлер говорил “Не спрашивайте, откуда, спрашивайте, куда?”

В нашей компании многие тренинги включают в себя работу с намерениями. Намерения - это та самая цель, для которой, ради которой человек предпринимает те или иные действия. Да, зачастую эти намерения нами не осознаются, и мы можем восстановить их, только увидев конечный результат. “Смотри на окончание”…hora telos… И затем, восстановив намерения, мы можем выбрать другие. Для этого служит известная всем таблица намерений, и такая классная техника, как “замечтать”…

4. Адлерианская психология есть психология сообщества и социального интереса

Адлер отступил от Фрейдовских предположений, что человеческое поведение мотивируется сексуальным инстинктом. Предположение Адлера состоит в том, что человеческое поведение мотивируется социальными (общественными) потребностями и что человеческое существование есть прирожденное общественное существование. Он заменил интра-персональную структуру Фрейда (id-ego-superego) на концепцию интерперсональных отношений.

Другой аспект, возможно, наиболее уникальный среди различных достижений Адлера, состоит в следующем. Все другие теории персональности , использующие в качестве основания жесткую научную точку зрения, характерную для естественных (объективных) наук , отказываются считать себя связанными с такими понятиями, как добро или зло. Некоторые системы открыто заявляют, что они не содержат в себе никакой точки зрения относительно морали. Они объективны.

Индивидуальная психология, в противоположность, субъективна, строго придерживаясь точки зрения, имеющей отношение к человеческому счастью и успеху. Индивидуальная психология берет на себя смелость утверждать: “мы знаем, что такое добро”, ЧТО? ЕСТЬ ДОБРО. Мы утверждаем, что “добро” возникает из социальной интеграции и социального интереса (social concern).

Среди всех теорий персональности только Адлерианская честно утверждает, что для того, чтобы быть счастливым и успешным в жизни необходимо быть “хорошим” - в социально значимом смысле.

Заключение

Представленный набор понятий описывает Адлерианскую психологию самым минимальным образом, не покрывая и десятой ее части. Тем не менее мы публикуем это конспективное ее изложение, будучи уверенными, что даже в таком составе можно придти к заявленным во введении целям.

Добро пожаловать в мир индивидуальной психологии Альфреда Адлера!

Тренинги Центров Взаимоотношений созданы на основе индивидуальной психологии А. Адлера и его последователей Р. Дрейкурса и Б. Ридлера.

ПОСЛАНИЕ БИЛЛА РИДЛЕРА 

Билл Ридлер (Bill Riedler, 15 апреля 1939 — 4 мая 2006) — основатель Всемирных центров взаимоотношений, динамично развивающейся компании по вопросам личностного роста. Последователь Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса.

Билл Ридлер создал более 20 программ для взрослых, родителей и детей. Он сам лично проводил занятия таких популярных курсов, как «Понимание себя и других», «Отношения, ведущие к успеху», «Приключение для двоих», «Курс для одиноких», «Сила через внутренний мир», «Радость быть собой» и др.

Американский психолог, автор нескольких книг, двух серий аудиокассет и многочисленных изданий по вопросам взаимоотношений. На русском языке изданы книги Билла Ридлера «Понимание себя и других», «Изменись и стань самим собой», «Почему я не смог сохранить свой брак, и как этого избежать», «Шесть основных сил», «Я в восторге от своей неудачи!».

Билл обучил более 500 инструкторов. Они ведут курсы, благодаря которым тысячи людей ежегодно меняют свои личные качества и финансовые дела к лучшему. Также у них есть возможность улучшить взаимоотношения с партнером, обогатить свою духовную жизнь и научиться работать в команде. Билл разрабатывал и вел различные курсы, уроки по личностному росту с 1963 года.

Эстонский центр взаимоотношений

It is not what you are choosing to do that is important. What is important is why you are choosing it. Your why is your conscious level commitment and it is what helps you manifest your desired result.»

Важен не ваш выбор делать что-то, а то, зачем вы выбираете делать это самое что-то. Ваше «зачем» – сознательное, разумное обязательство и то, что помогает вам заявить о своем желаемом результате. 

«The worst kind of pollution is to take this Beautiful moment and pollute it 6y Bringing memories of trauma from the past.»

Наихудший способ загрязнения – загрязнить очаровательный момент воспоминанием прошлой травмы.

«As far  as I am concerned.» «Issuing this statement is an indication that you are attempting to solve your problem by limiting how many people you must take into consideration. Doing so excludes you from finding workable solutions.»

«Если это касается меня». Такого рода заявление – показатель того, что вы пытаетесь разрешить проблемы через ограничение количества людей , которых вы должны принимать во внимание.  А это мешает вам искать действенные решения.

 

«It is not possible to focus on being helpful if you are engaged in protecting your self. Being helpful is the best weapon against the other person’s desire to do harm.»

Невозможно сфокусироваться на «быть полезным», если вы в самозащите. «Быть полезным» — лучшее оружие против желания других причинить боль.

«No matter how exhaustively you Have researched what  possible problems may arise, when you finally choose and start traveling down the road, the first thing you discover is that the problems which do arise are totally different from the ones you prepared for!»

Независимо от того, насколько основательно вы подготовились к  возможным проблемам, когда вы, наконец, выбрали путь и идете по нему, то первое, что вы обнаруживаете – это то, что возникшая проблема совсем не та, которую вы ожидали.

 

«It is only our FEAR of the problems that causes us to hesitate. We underestimate our ability to handle whatever comes up.   We have always handled whatever is presented to us.  We tend to forget this.  When you help a person to come to choice you give them the courage to be themselves and to discover abilities they did not realize they possessed.»

Причиной наших сомнений является всего лишь СТРАХ перед проблемой. Мы недооцениваем нашу способность урегулировать любую  ситуацию.  Мы всегда разрешали все, с чем сталкивались. Мы склонны забывать об этом. Когда вы помогаете человеку сделать выбор, вы тем самым воодушевляете его быть самим собой и обнаружить в себе способности, которые он не осознавал. 

«The use of force is the action we engage in to create the feeling within ourselves that we are taking action tofiy^ the others who we mistakenly believe are the cause of our dissatisfaction. Since force is never effective, it allows us the luxury of continuing to blame, Because they never really wholeheartedly change. «We thus avoid having to Coofc^at any of our own shortcomings.»

Использование силы – это действие, при помощи которого мы создаем внутри  себя   чувство , что мы предпринимаем действие, чтобы установить  тех, в кого мы ошибочно верили и которые стали причиной нашего неудовлетворения.  Следовательно, сила никогда не бывает эффективной, она позволяет нам комфортно  продолжать обвинять, потому что на самом деле они никогда не изменятся. Таким образом,  мы избегаем  взгляда на свои собственные недостатки.

«If you are in a situation you cannot do anything about, just do one thing. It makes it a little bit better.»

Если вы  в такой ситуации, что не можете ничего сделать, то выполните лишь одну вещь. Она немного улучшит положение.

My Attitude and Body are not One.»

Моя Позиция и Тело не едины.

«You can have a non-functioning body and still stay happy. They are separate things.»

Ваше тело может быть бездейственно, но вы можете чувствовать себя счастливым. Это обособленные вещи. 

«Lying adds confustion to the world.»

Вранье вносит в мир путаницу.

«When we want to do good we have a choice.  We can either attempt evil or choose to do loving acts, there is no need to fight evil. Inherent in all evil is its own demise. If you choose to fight evil, then your act of fighting requires you to act evil. Doing that only replaces that evil with another evil. However, all evil acts can he met with an act of extreme, (seemingly)underserved love. This is very different than being a pacifist, am not suggesting that you just stand by and passively allow the evil to ex I am not asking you to submit or obey without arguing or resisting. I am suggesting that you resist with loving acts instead of violent acts.»

У нас есть выбор, когда мы хотим сделать что-то хорошее. Мы можем пытаться либо бороться со злом,  либо выбрать что-то делать с любовью. Нет необходимости бороться со злом. Неотъемлемая часть зла – его собственная кончина. Если вы выбираете борьбу со злом, то вы действуете так, как требует от вас действовать зло. Просто в данном случае одно зло заменяется другим злом. Однако, всем  злым действиям  может  противостоять действие крайней любви.  Это отличается от пацифизма. Я не говорю о том, чтобы вы стояли в стороне и пассивно позволяли существовать злу. Я не прошу вас подчиниться или повиноваться без аргументов и сопротивления. Я говорю о том, чтобы вы сопротивлялись, предпринимая при этом  любовные, а не насильственные действия.   

«You can handte anything that happens as fang as you don’t try to handte it before it happens.»

Вы можете управлять любой ситуацией в том случае, если вы не пытаетесь управлять ей до того, как она произойдет.

«Sadness is an emotional claim that we did not desire the outcome that we created. This choice to claim innocence by displaying sadness doubles th injury we inflict on others. The most helpful thing we can do is to be encouraging to others by maintaining our happiness.»

Печаль – эмоциональная претензия на то, что мы не хотели  получить результат, который создавали. Выбор претензии  с разыгрыванием печали усиливает раны, которые мы причиняем  другим. Лучшее, что мы можем сделать в данной ситуации – воодушевлять других своим счастьем.

Avoid success tike the plague. It is a symptom that your motive is to prove yoursetf. Instead focus on hetpfutness.»

Избежание успеха подобно чуме. Это симптом того, что ваш мотив – доказать самому себе вместо того, чтобы сфокусироваться на «быть полезным»

«The clearest guage to what a person is intending is reflected in -what he anticipates from others.»

Самое яркое доказательство того, к чему стремится человек, отражено в том, что он ожидает  от других.

 

«The cry for justice is our attempt to make our desire for revenge appear noble.  We need to find a cure for revenge just as we found a cure for polio

Поиск справедливости – наша попытка мстить кажущимся благородным способом. Мы нуждаемся в излечении мести точно так же,  как мы ищем исцеления полиомиелита.

«You can’t get into the Tempfe of’Wisdom unless you enter through the hatt-way of stupidity.»

Вы не   сможете войти в Замок Мудрости до тех пор,  пока не пройдете полпути в направлении безумия.

 

Becoming Aware of

What We Are Requesting

By Bill Riedler

©Copyright 2005 by Global Relationship Centers, Inc.

Today is Thanksgiving, and this Thanksgiving is more special to me than any vious Thansgiving. That is because I am spending the day giving thanks, nding the day in a state of mind of appreciation. This is a new insight for me t was born out of a recent illness. Several months ago I was diagnosed with state cancer. The symptoms were hip pain and swelling in my legs. The pain 1 swelling caused extreme limitations in what I could do. I spent five days in the hospital and they were able to help me do away with the swelling. When I got home, because the swelling was gone I started to appreciate the return of many of freedoms I had lost because of the illness. I was bending down putting my sщслы  on BY  MYSELF! I was bubbling over with appreciation. To be able to put my socks by myself was giving me more joy than the happiness I had evidenced years before when I had purchased a new car. The feeling was direful, but I remembered times in the past when I could again enjoy some it that I had lost for a short time and I realized that in just a few days I would rn to taking for granted that I could put on my socks by myself.

 

 

 

Сегодня День Благодарения и он наиболее важен для меня, чем любой предшествующий. Это потому что в течение всего  дня я всех благодарю, находясь  в состоянии глубокой  признательности. Для меня это новое видение, которое родилось из недавней болезни. Несколько месяцев назад мне поставили диагноз рак простаты. Симптомы болезни – боль и опухоль в ногах, что являлось причиной крайнего ограничения моих действий. Я провел пять дней в больнице, где помогли мне избавиться от опухоли. По возвращении домой я начал ценить вновь полученные свободы, утерянные  из-за болезни. Я самостоятельно нагибался, что САМОМУ надеть носки! Меня переполняло чувство благодарности! Возможность надевать носки САМОСТОЯТЕЛЬНО доставляло мне большее  счастье, чем то, которое я испытывал несколько лет назад, когда купил новую машину. Чувство было бесподобным, но я вспомнил прошлое в тот момент , когда я мог снова насладиться некоторыми возможностями, утерянными на некоторое время и я осознал, что всего через  каких-то несколько дней возможность самому надевать носки Я воспринимал как награду. 

 

So, with that realization I made a determined effort to continue APPRECIATING! arted appreciating all kinds of things. «Wow, I can look out of my office low and because I have eyes I can see for miles. How wonderful!» «It is so some that they have repaved this road. It is so smooth driving on it.» And i, «Isn’t it grand that I can put on my socks by myself? My body is such an zing gift!» All day long I was saying to myself, «God, thank you for…» I started appreciating all of the thousand things that I WAS able to do! The results of ray exaggerated effort to appreciate things had a remarkable effect on my health. The pain is gone. My energy has returned. In fact, I am hard pressed to find a single symptom of the illness that had previously been so limiting to me.

Вместе с этим осознанием я предпринял определенные усилия, чтобы продлить состояние ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ. Я начал ценить буквально все. «О! Я могу выглянуть в окно моего офиса. У меня есть глаза, и я могу смотреть в даль. Как здорово! Классно, что отремонтировали дорогу. По ней так приятно теперь ехать. И опять же «Разве это не  восхитительно, что я могу сам надевать носки? Мое тело – такой замечательный подарок!» Весь день я говорил самому себе «Боже, спасибо тебе.»Я начал ценить все те тысячи мелочей, которые Я МОГУ делать! В результате  мои чрезмерные усилия ценить и выражать признательность заметно повлияли на состояние здоровья. Боль ушла. Ко мне вернулась энергия.  На самом деле раньше я сильно раздражался по поводу  любого единственного симптома  болезни, который ограничивал меня.

I realized that by putting more of my attention on how my life is already wonderful instead of focusing my attention on what is lacking I am creating a state of mind that is making each tomorrow a day that is more aligned with what I really want. I could see that previously when my thinking was focused on, «How can I get rid of these limitations?» that I was actually requesting a future of fighting against limitations. But when I put my attention on appreciating what I already had, I was actually creating the mental attitude that was making each tomorrow more in line with the experience I wanted to have. J could see that I was ordering what I did not want without even realizing that I was placing an order for anything.

Я понял, что уделение внимания качеству жизни уже намного лучше того, чтобы фокусироваться на том, чего не хватает. Я создал такое состояние разума, когда каждое завтра – это день, который наиболее всего соответствует моим желаниям. Я смог понять, что раньше, когда мои мысли были сфокусированы на «Как же мне избавиться от ограничений?», я рассматривал будущее как борьбу против ограничений. Когда же я сфокусировался на способности  ценить то, что есть, у меня создалось ментальное отношение, благодаря которому будущий день наиболее всего соответствует моим чаяниям. Я смог понять, что я предопределял то, что не хотел, не осознавая даже, что таким образом делал заказ на «что-либо».   

I have never before been this happy for so long of a time. I can really see that we create what tomorrow will be like by what we concentrate on today. I can see that I used to put most of my attention on how to get what I felt was lacking. Thinking in that way was creating a tomorrow where what I wanted was lacking and I had to spend my energy striving to get it. By focusing on what I appreciate about today it seems like I am creating the tomorrow that I really want without the need for all of that striving.

So, since today is Thanksgiving, I suggest that you start appreciating all of the wonderful blessings that life is offering you. Then you will be creating a tomorrow of joy.

Thanks,

Bill Riedler

President, Global Relationship Centers, Inc.

Никогда раньше я не был счастлив так долго. Я действительно могу увидеть, что будущее – это то, на чем мы сфокусированы сегодня.  Я могу осознать, что уделял основное  внимание тому, как получить то, что, по моим ощущениям, мне не хватает. Такой ход мыслей создавал будущее, где не было того, что мне не хватает, и, соответственно, мне приходилось тратить энергию, изо всех сил стараясь добиться недостающего. Фокусируясь же на ценности того, что есть  сегодня,  Я создаю завтра, которое действительно хочу, и которое совершенно не требует борьбы.

Итак, сегодня в День Благодарения Я думаю, что вы начнете ценить все те блага, которые дает вам жизнь. И тогда вы создадите радостное завтра.

 

Спасибо

Билл Ридлер

Президент, Всемирные центры Взаимоотношений